Дело № 2/1...-529/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2019 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Егоровой Е.В.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Сакмарского района Васильева В.А.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес> ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административных ответчиков администраций муниципальных образований Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес> и Светлый сельсовет <адрес><адрес> ФИО3, действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Сакмарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес>, администрации муниципального образования Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес>, администрации муниципального образования Светлый сельсовет <адрес><адрес>, о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сакмарского района <адрес> обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления всех муниципальных образований района норм жилищного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории МО Сакмарский район, а также на территории всех муниципальных образований сельпоссоветов, входящих в состав Сакмарского района, не имеется жилых помещений маневренного фонда.
Исходя из положений пунктов 6, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
На основании пунктов 3, 7, 20, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля.
На основании ст. 95 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В нарушение изложенных норм на территории МО Сакмарский район, МО Краснокоммунарский поссовет, МО Светлый сельсовет маневренный фонд отсутствует, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара, произошедшего в п. <адрес><адрес>, остались без жилья жители <адрес> данного дома обращались и в администрацию МО Сакмарский район, и в администрацию МО Краснокоммунарский поссовет, и в ГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения», в связи с тем, что их жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств. В виду отсутствия на территории Сакмарского района жилых помещений маневренного фонда, никто из обратившихся граждан временным жильем не обеспечен, гражданам выданы денежные средства, явно недостаточные для приобретения какого-либо жилого помещения.
Признание администрацией МО Краснокоммунарский поссовет жильцов данного дома малоимущими и постановка их на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, не решает вопрос незамедлительного обеспечения временным жильем граждан после пожара.
Решением жилищной комиссии администрации МО Сакмарский район от ДД.ММ.ГГГГ из всех граждан, обратившихся по поводу пожара <адрес> п. <адрес>, лишь ФИО4 включена в сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с наличием у нее инвалидности.
Аналогичным образом органами местного самоуправления исполняется жилищное законодательство на территории МО Светлый сельсовет.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района обратился ФИО5, зарегистрированный по адресу: <адрес> Б, в связи с тем, что пожаром полностью уничтожен его дом, его семье негде жить. Аналогичное обращение направлено ФИО5 в администрацию Светлый сельсовет, и в администрацию МО <адрес>, и в ГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения». Из ответа главы Светлого сельсовета ФИО6 следует, что в МО Светлый сельсовет отсутствует муниципальное
жилье, в бюджете поселения на 2018 год денежных средств на приобретение жилья не предусмотрено. Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п ФИО5 отказано во включении в сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с отсутствием иных оснований кроме пожара, дающих право состоять в очередности на получение жилья. Выделенных <адрес> денежных средств ФИО5 в размере 50 000 рублей явно недостаточно для приобретения либо строительства жилого помещения.
В администрации МО Сакмарский район и всех МО сельпоссоветов не имеется какой-либо программы, направленной на защиту жилищных прав, граждан, утративших единственное жилье в результате пожара, а также по иным основаниям, указанным в ст. 95 ЖК РФ.
В собственности МО Сакмарский района имеется муниципальный специализированный жилищный фонд, состоящий из 33 жилых помещений, из которых 30 квартир предоставлено детям-сиротам по договору найма специализированного жилого помещения и 3 квартиры предоставлено гражданам по договору найма служебного помещения. Советом депутатов Сакмарского района принято Положение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования <адрес> и о порядке определения платы за пользование служебным жилым помещением» (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ№). В собственности сельпоссоветов иного специализированного муниципального жилья не имеется.
На территории Сакмарского района постоянно происходят пожары, в том числе жилых помещений граждан. Так, за последние 5 лет произошло 168 пожаров, из них 53 в домах и квартирах, предназначенных для проживания граждан.
Отсутствие маневренного фонда на территории МО Сакмарский район, МО Краснокоммунарский поссовет, МО Светлый сельсовет нарушает конституционное право граждан на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, что является недопустимым.
Для устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО Сакмарский район внесено представление. Из ответа администрации МО Сакмарский район на данное преставление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что требования прокурора района не выполнены, нарушения жилищного законодательства не устранены. Аналогичные представления внесены в адрес глав МО Краснокоммунарский поссовет и МО Светлый сельсовет.
Мерами прокурорского реагирования не устранены нарушения жилищных прав граждан, проживающих на территории Сакмарского района, количество которых постоянно меняется и круг лиц установить не возможно.
Просит суд обязать МО Сакмарский район, МО Краснокоммунарский поссовет, МО Светлый сельсовет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории МО Сакмарский район, МО Краснокоммунарский поссовет, МО Светлый сельсовет маневренный жилищный фонд.
Поскольку вид судопроизводства определяется судом, суд перешел к рассмотрению дела в порядке КАС РФ.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Сакмарского района Васильев В.А. исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, на основании изложенных в иске доводов.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО Сакмарский район ФИО1, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Сакмарского района не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно письменного отзыва, предоставленного в суд. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 130, ч. 1 ст.132 Конституции РФ).
Вопросы местного значения сельского поселения перечислены в ст. 14 131-ФЗ. Пункт 6 части 1 статьи 14 к вопросам местного значения городского поселения относит:
- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 15 131-ФЗ, предусматривающая вопросы местного значения муниципального района, не предусматривает данные полномочия и какие-либо полномочия осуществляемые в соответствии с жилищным кодексом.
Часть 3 ст.14 говорит о том, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Закон Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» в статье 4 за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепил вопросы, предусмотренные пунктами 4,5,6,7,7.1,7.2,8,11,13,13.1,15,18,20,22,24,26,27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34,37,38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель административных ответчиков администраций МО Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес> и Светлый сельсовет <адрес><адрес> ФИО3, действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Сакмарского района не признал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Статьями 4, 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище (ч. 1 ст. 40).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений пунктов 6, 7, 8, 9 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно пунктов 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (статья 93 Жилищного кодекса РФ).
Положение ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда.
В соответствии с положением ч. 3 ст. 95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1)граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2)граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Согласно материалам дела установлено, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления всех муниципальных образований района норм жилищного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории МО Сакмарский район, а также на территории всех муниципальных образований сельпоссоветов, входящих в состав ФИО2<адрес>, не имеется жилых помещений маневренного фонда.
Отсутствие маневренного фонда на территории сельских <адрес><адрес> подтверждается материалами дела. Факт отсутствия маневренного фонда на территории муниципальных образований, подтвердили представители муниципальных образований.
Согласно донесения о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом <адрес> в пос. <адрес><адрес>, собственниками квартир в котором являются: <адрес> – ФИО10, <адрес>ФИО11, <адрес> – ФИО12, <адрес> – ФИО13, <адрес> – ФИО14, <адрес> – ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар.
Из справки о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ дознавателя ОНД и ПР по Сакмарскому, Октябрьскому и Тюльганскому районам, следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес> пос. <адрес><адрес>. В результате пожара огнем уничтожена <адрес> по всей площади, домашнее имущество, личные вещи, документы. Ущерб от пожара <адрес> составил 902 360 рублей 32 копейки. Справка выдана ФИО14
ФИО16, ФИО12, ФИО17, ФИО18, ФИО14, ФИО13 обратились в Министерство социального развития <адрес> об оказании материальной помощи в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» в связи с ущербом от пожара.
Постановлением администрации МО Сакмарский район №-п от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 включена в районный список отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».
Постановлением администрации МО Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГФИО15, ФИО4, семья ФИО16 поставлены в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ЕГРН отсутствуют сведения о правах ФИО4 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка площадью 404 кв.м., и квартиры, площадью 71,2 кв.м., по адресу: <адрес> пос<адрес><адрес>, является ФИО14 на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ и решения Сакмарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.
Согласно донесения о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, гараже, бане, принадлежащих ФИО5 по адресу: <адрес>Б, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар.
Из справки о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОНД и ПР по Сакмарскому, Октябрьскому и Тюльганскому районам, следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом доме, бане ФИО5 по адресу: <адрес>Б. В результате пожара огнем уничтожено потолочное перекрытие, кровля дома, бани, повреждены и уничтожены домашнее имущество, личные вещи. Справка выдана ФИО5
Из акта обследования здания кадастрового инженера Ассоциации «Союз кадастровых инженеров» ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ в целях предоставления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета здания с кадастровым номером №, следует, что в результате обследования выявлен факт прекращения существования объекта недвижимости: двухэтажного смешанных конструкций жилого дома по адресу: <адрес> яд. 3Б, общей площадью 103,3 кв.м., жилой дом уничтожен огнем.
Согласно акта обследования жилищных условий гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией МО Светлый сельсовет <адрес><адрес>, жилое помещение принадлежит ФИО5 на праве собственности, уничтожено в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ, здание снято с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ. Заключение комиссии: нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГФИО5 обратился к главе Сакмарского района ФИО7 с заявлением о включении в сводный районный список отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением администрации МО Светлый сельсовет <адрес><адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО5 признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «иные категории граждан, установленные федеральными законами, указами Президента РФ или законом <адрес> (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-V-ОЗ).
Постановлением администрации МО Сакмарский район №-п от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 отказано во включении в сводный районный список отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно информации, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <адрес> заместителю министра социального развития <адрес> на обращение ФИО5, в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ дом ФИО5 сгорел до фундамента. Других объектов недвижимости в собственности ФИО5 и членов его семьи не имеется. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к главе МО Светлый сельсовет <адрес><адрес> с заявлением об оказании материальной помощи на приобретение жилья, на которое администрацией МО Светлый сельсовет <адрес><адрес> дан ответ, что в собственности МО жилых помещений не имеется и в бюджете поселения на 2018 год не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилья для предоставления нуждающимся категориям граждан. ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным заявлением заявитель обратился к главе МО <адрес>ФИО5 оказана помощь в виде выделения песка и ПГС для строительства дома. По вопросу возможности предоставления заявителю жилья было сообщено, что в собственности МО <адрес> жилых помещений маневренного фонда не имеется. Заявителю рекомендовано обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрацию МО Светлый сельсовет, с которым он обратился ДД.ММ.ГГГГ и которое в настоящее время находится на стадии рассмотрения. Также указано, что ФИО5 в районном сводном списке отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит, с заявлением о включении в список не обращался.
Согласно информации, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Сакмарский район <адрес> вице-губернатору – заместителю председателя <адрес> по социальной политике на обращение ФИО5, в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ дом ФИО5 сгорел до фундамента. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к главе МО Светлый сельсовет <адрес><адрес> с заявлением об оказании материальной помощи на приобретение жилья, на которое администрацией МО Светлый сельсовет <адрес><адрес> дан ответ, что в собственности МО жилых помещений не имеется и в бюджете поселения на ДД.ММ.ГГГГ год не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилья для жителей. ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным заявлением заявитель обратился к главе МО Сакмарский район. В собственности МО Сакмарский район жилых помещений маневренного фонда не имеется. Действующие нормативные правовые акты МО Сакмарский район не предусматривают возможность предоставления лицам, жилье которых пострадало в результате пожара, материальной помощи из районного бюджета.
Согласно ответа главы МО Светлый сельсовет <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, маневренного фонда в МО Светлый сельсовет не имеется, вопрос о создании маневренного фонда не рассматривался, документов, переписки с <адрес> по данному вопросу нет. На территории поселения за последние 3 года произошло 7 пожаров, в том числе 3 в жилом секторе (сгорел 1 дом по <адрес>). В результате пожара в администрацию поселения поступило обращение гражданина с просьбой признать нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данный гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Жилищных помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду – 4, специализированных не имеется. В ДД.ММ.ГГГГ годах решений об отказе гражданам в предоставлении жилья не было.
Согласно ответа главы МО Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, маневренный фонд в МО Краснокоммунарский поссовет не создан, вопрос о создании маневренного фонда не рассматривался, документов, переписки с <адрес> по данному вопросу нет. За последние 3 года на территории поселения произошло 2 пожара (сгорел <адрес> пос. <адрес> и пострадало имущество). В администрацию поссовета обратилось 5 семей сгоревшего <адрес> пос. <адрес>. Три семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В МО Краснокоммунарский поссовет муниципальный жилищный фонд отсутствует. Решений об отказе гражданам в предоставлении жилья в связи с отсутствием муниципального жилья в ДД.ММ.ГГГГ годах не имеется. В ДД.ММ.ГГГГ году принято 2 решения об отказе в принятии на учет граждан, в связи с обеспеченностью жилым помещением общей площадью на одного человека более учетной нормы. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления жилых помещений специализированного фонда отсутствуют, в связи с отсутствием специализированного фонда.
Согласно ст. 92 ЖК РФ подлежит созданию специализированный жилищный фонд, в числе которого указан маневренный фонд жилых помещений, предназначенный для временного проживания граждан в установленных законом случаях.
В соответствии с п. 3 ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в том числе, для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
Жилое помещение из маневренного жилищного фонда предоставляется при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 95, 106 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 106 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:
до завершения капитального ремонта или реконструкции дома;
2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание;
3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключении жилого помещения их из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими правилами.
Исходя из буквального толкования вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что законом возложена обязанность на органы местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории МО Сакмарский район, МО Краснокоммунарский поссовет, МО Светлый сельсовет специализированного маневренного фонда, состоящего из конкретных жилых помещений.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в совокупности с иными приведенными нормами, обосновывает вывод о необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, в том числе и на администрацию МО Сакмарский район, администрацию МО Краснокоммунарский поссовет <адрес>, администрацию МО Светлый сельсовет <адрес><адрес>, как на собственника муниципального жилья в районе. Выполнение администрацией обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом, и инее ставится в зависимость от каких-либо условий.
Как следует из материалов дела, в частности, из ответа главы администрации Сакмарского района и сторонами не оспаривается: на территории Сакмарского района отсутствует резерв специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного фонда. Это создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в поселке и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Суд считает, что выполнение администрацией Сакмарского района, администрацией МО Краснокоммунарский поссовет Сакмарского района, администрацией МО Светлый сельсовет <адрес><адрес>, обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории МО Сакмарский район <адрес>, на территории МО Светлый сельский совет <адрес>, МО Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес> и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории МО Сакмарский район, МО Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес>, МО Светлый сельсовет <адрес><адрес> специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).
Отсутствие маневренного фонда создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, установленных ст. 40 Конституции РФ.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на административного ответчика, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории МО Сакмарского района <адрес>, МО Светлый поссовет <адрес><адрес>, МО Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес> специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории указанных муниципальных образований, при возникновении определенных обстоятельств, может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения. Нехватка или отсутствие на территории района маневренного жилищного фонда - помещений, представляемых на период завершения капитального ремонта или реконструкции дома, является препятствием для проведения таких ремонтных работ.
Суд приходит к выводу о бездействии Администраций МО Сакмарского района <адрес>, МО Светлый поссовет <адрес><адрес>, МО Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес>, выразившегося в отсутствии маневренного фонда, поскольку обязанность по созданию маневренного жилищного фонда законом не поставлена под условие реальной нуждаемости и необходимости создания в каждом муниципальном образовании маневренного фонда и не освобождает ответчиков от исполнения возложенной на нее Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности по созданию маневренного жилищного фонда и не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В связи с изложенным, требования прокурора Сакмарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Сакмарский район <адрес>, администрации МО Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес>, администрации МО Светлый сельсовет <адрес><адрес>, о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, подлежат удовлетворению.
Срок в течение которого прокурор просит возложить обязанность по созданию маневренного жилищного фонда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает разумным для возможности создания маневренного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сакмарского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес>, администрации муниципального образования Краснокоммунарский поссовет <адрес><адрес>, администрации муниципального образования Светлый сельсовет <адрес><адрес>, о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда – удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Сакмарский район, муниципальное образование Краснокоммунарский поссовет, муниципальное образование Светлый сельсовет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования Сакмарский район, муниципального образования Краснокоммунарский поссовет, муниципального образования Светлый сельсовет маневренный жилищный фонд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.